Лучшие сборные

Иностранные компании, которые десятилетиями занимаются “фабричными” домами класса de luxe, проникают на российский элитный рынок со скрипом: в нашей стране термин “быстросборные” привычно ассоциировался с не самыми качественными и довольно дешевыми объектами. Но ситуация постепенно меняется. Лучшее тому подтверждение — появление в Подмосковье “быстрых” домов известных мировых брендов, которые по уровню цен могут посоперничать со многими постройками на Рублевке и в ее окрестностях, возведенными по традиционным медленным технологиям.

“Пирогово” под итальянским соусом

Самый дорогой из представленных на территории Подмосковья “быстросборных” элитных брендов — итальянский Pagano.

Официального представительства компании Pagano в России нет, и вот почему. “У нас вообще нет региональных представительств ни в одной стране мира, как нет и рекламного отдела,— рассказывает один из совладельцев компании, Андреа Пако Пагано, который прекрасно изъясняется по-русски, да и наведывается в Россию довольно часто.— Фактически нашими рекламными агентами и дилерами становятся сами владельцы домов, рассказывая о своем новом жилье друзьям и демонстрируя им свои владения. Те, кому наша идеология оказывается созвучной, тоже приходят к нам и становятся нашими клиентами. И так далее”.

В Подмосковье этот метод сработал на все сто. Началось с того, что в компанию Pagano обратились девелоперы проекта “Курорт “Пирогово””, расположенного в 20 км от МКАД по Осташковскому шоссе на берегу Пироговского водохранилища. Согласно концепции поселка, на его территории должен был появиться настоящий “заповедник” лучших представителей современного деревянного зодчества, поэтому обойти стороной всемирно известную компанию владельцы проекта не могли. Про всемирную известность, кстати, не преувеличение. В домах Pagano, которые можно встретить в самых райских уголках земного шара, проживают крупные политики и именитые спортсмены, их выбирают звезды шоу-бизнеса и владельцы успешных компаний. Поговаривают, что именно такие дома предпочли, например, Сильвио Берлускони, а также семейство дочери Бориса Ельцина.

Первым делом владельцы Pagano самолично посетили “Пирогово”. Для них такая практика в порядке вещей — внимательно осматривать место потенциального строительства. Если покажется, что окрестный ландшафт не гармонирует с особенностями строительной системы Pagano, заказчикам могут и отказать, посоветовав подыскать для возведения дома более достойную площадку. “Такие случаи у нас действительно были,— подтверждает Андреа Пако Пагано.— Были и случаи, когда мы отказывались работать с некоторыми архитекторами, если, как нам показалось, те предлагали идеи, которые не стоило реализовывать в рамках концептуального подхода Pagano”.

Площадь сборных домов ограничена только фантазией заказчика
Фото: OSKO-HAUS

Как бы то ни было, ни к “Пирогово”, ни к работающим в нем архитекторам у Pagano претензий не возникло. Поэтому в поселке появилось сначала два дома этого итальянского бренда — у 9-й и 10-й лунок местного гольф-поля, а затем еще шесть, спроектированных уже для определенных покупателей. Все дома совершенно разные по габаритам и планировкам, но в то же время очень похожие. Как похожи друг на друга вообще все дома Pagano с присущим им стилем современный модерн. Основной конструктивный элемент — массивные балки из клееного бруса (изготавливаются из древесины хвойных пород). А для облицовки используется ироко — африканское красное дерево, которое после обработки приобретает благородную густую темную окраску и выраженную фактуру.

Это не единственные дома Pagano в Подмосковье. Сейчас, например, по заказу частных покупателей идут работы над несколькими проектами на Ильинском шоссе. “В каждом из них более 1 тыс. кв. м,— рассказывает Андреа.— Это вообще особенность российских покупателей — ориентация на масштабные дома. Например, самый большой дом в истории нашей компании мы построили именно для россиян: в нем около 2 тыс.  кв. м”. На сборку каждого дома уходит в среднем от четырех до восьми недель. Что же касается этапов проектирования, производства и поставки комплекта для сборки (производственные мощности Pagano размешаются в окрестностях Рима), то их просчитать сложнее. В зависимости от потребностей заказчика они могут растянуться на полгода, а то и больше. То же самое можно сказать и о цене. Известна лишь ее нижняя граница — €5 тыс. за 1 кв. м. А финал определит выбранная отделка и обстановка, ведь компания Pagano славится не только внешним видом своих домов, но и интерьерами и предпочитает передавать жилье заказчику в полностью готовом к проживанию виде. В итоге на круг может получиться €10-15 тыс. за 1 кв. м, а то и больше. Не считая расходов на сам участок, ведь земельная тема — это совсем другая история.
Быстросборные элитные дома в Подмосковье
Название бренда Страна-производитель Стартовые расценки на
подмосковные дома в
комплектации “под ключ”
(€/кв. м)
Pagano Италия 5000
Lindal Канада 3500
Osko-haus Германия 3200
Huf-haus Германия 3200
Honka Финляндия 2500
Kontio Финляндия 2500
Mammutti Финляндия 2500

Источник: данные компании “НЛК-Домостроение”.

Канадский акцент

Второй по дороговизне из всего “быстросборного”, встречающегося в окрестностях российской столицы,— канадский бренд Lindal (от €3,5 тыс. за 1 кв. м). “Больше всего домов этой фирмы в поселке “Пестово”. Но встречаются они не только там. Например, красивые дома Lindal имеются в частных владениях у самой кромки воды Клязьминского водохранилища. А самый эффектный дом я обнаружила в совсем уж на первый взгляд непрестижном месте — в районе Балашихи. Язык не поворачивается назвать его коттеджем, это самое настоящее поместье, такие и на Рублевке-то не часто встретишь”,— рассказывает Елена Родина, директор департамента загородной недвижимости агентства недвижимости Chesterton. Елену можно считать настоящим экспертом по домам Lindal, ведь за последнее время она объездила буквально все, что эта компания возвела в Подмосковье. Большой интерес к ним объясняется просто: агентство Chesterton выступает консультантом строящегося в районе 26-го км Рублево-Успенского шоссе многофункционального комплекса “Президентский клуб”, в котором в числе прочего появятся и дома от Lindal. Вот и возникла необходимость детально ознакомиться с их особенностями.

А главная особенность заключается в строительном материале: дома делают из канадского красного кедра. Сибирский не подходит: он недостаточно пористый, а вот у его собрата, произрастающего на севере США и в некоторых провинциях Канады, имеется очень объемная естественная воздушная прослойка. Благодаря ей дом получается теплым, а отдельные элементы плотно сочленятся друг с другом. Для разных проектов своих домов Lindal предлагает использовать и клееный брус, и массив дерева. Россияне чаще заказывают дома из массива: такие им кажутся надежнее. Но вот парадокс: заказав дом из массива, внешнюю отделку они предпочитают “под брус”. Чтобы добиться такого эффекта, деревянные элементы декорируют специальными крупными панелями, повторяющими все контуры бруса. Еще одна экологическая фишка дома Lindal — черепица из кедровой дранки. Можно, конечно, заказать любой другой кровельный настил, но дранка пользуется особой популярностью.

Как и в случае с домами Pagano, возведение коттеджей Lindal преимущественно осуществляют подрядчики самой компании, которых вместе с комплектами для сборки привозят из-за границы: Pagano — из Италии, а Lindal — из США и Канады. Но есть и отличие. Практически все проекты дома Pagano разрабатываются индивидуально для каждого заказчика, у Lindal же имеется обширная линейка заранее разработанных проектов разных габаритов и планировок.

Это могло бы дать существенный выигрыш во времени — от момента обращения покупателя до появления готового дома “под ключ”. По сути, затраты времени могли бы сводиться к работам на стройплощадке. Пока из Канады идет поставка комплекта дома по выбранному проекту, на площадке может строиться фундамент (это полтора-два месяца). Еще два месяца требуется на возведение коробки дома. Столько же — на кровельные работы, как самые сложные. Итого, через полгода заказчик получил бы дом, полностью готовый к проживанию.

Однако на практике сроки выходят несколько иными. “Дело в том, что потребности российских покупателей отличаются от тех норм, которым привыкли следовать в Канаде,— поясняет Елена Родина.— В большинстве проектов Lindal предусмотрены просторные гостиные с остеклением от самого пола и двойным светом, а спальни невелики — в среднем по 13 кв. м, да и окна в них небольшие. При этом ванная комната и гардеробная может быть одна на несколько спален, что для россиян, нацеленных на приобретение элитного дома, абсолютно неприемлемо”.

Производители домов Pagano следят за тем, как они будут вписаны в ландшафт
Фото: Soho Estate
Немцы самых честных правил

Примерно в той же ценовой категории, что и Lindal, работают немецкие компании Osko-haus и Huf-haus. Вторая из них, кстати, существует с 1912 года, поэтому опыта в строительстве ей не занимать. Обе компании в описании своего подхода к домостроению используют термин “фахверк”. “На самом деле практически все быстровозводимые дома используют как раз технологию фахверк, которая заключается в сочленениях и пресечениях массивных балок, служащих для дома каркасом,— рассказывает генеральный директор компании “НЛК-Домосторение” Семен Гоглев (его компания тоже занимается деревянными домами заводского производства, однако позиционирует их как бизнес-класс и работает в другом ценовом диапазоне: от €1 тыс. за 1 кв.  м дома “под ключ”.)— Эта технология придумана много лет назад, другое дело, что большинство компаний не стремится афишировать сам термин. Именно так поступают Pagano, Lindal и многие другие. Думаю, их пугают слова “панель” (а в дословном переводе “fachwerk” — “сооружение из панелей и секций”) и “каркас”, хотя суть от этого не меняется. В этом смысле Osko-haus и Huf-haus можно назвать самыми честными и самыми смелыми.

У компании Osko-haus, скажем, главный конек — сложные проекты площадью более 1 тыс. кв. м с длинными галереями, в которых ширина безопорного пролета может достигать 18 м (посредством галереи дом может соединяться, например, с бассейном). Дом от этой компании сейчас строится по заказу частного покупателя на территории поселка “Никольская слобода” (9 км от МКАД по Новорижскому шоссе). У домов Huf-haus своя особенность. Считается, что их конструкции спроектированы так, чтобы на отопление дома тратилось на 40% меньше, чем в домах традиционных. И это при большой площади остекления. В Подмосковье домов этой компании больше, чем Osko-haus. Скажем, один из первых в Московской области коттеджей Huf-haus, площадь которого немного не дотягивает до 700 кв. м, был построен на Рублево-Успенском шоссе больше пяти лет назад.

Фото: OSKO-HAUS

Минимальная цена домов от компаний Osko-haus и Huf-haus — €3,2 тыс. за 1 кв. м. Расценки на остальных быстровозводимых деревянных “иностранцев” из Подмосковья заметно ниже. Скажем, все финны отстают по меньшей мере на €700 за 1 кв. м. А цены на самые дорогие дома, возведенные по принципиально иной технологии — монолитно-каркасной, в которых главным конструктивным элементом является не дерево, а бетон (их можно встретить, например, в поселках “Довиль” и “Николино”), не дотягивают и до €2 тыс. за 1 кв. м. Впрочем, потенциал для роста цен у последних очень велик. Дело в том, что главная особенность таких домов — легкость (сочетающаяся с хорошими теплосберегающими свойствами, что крайне важно для эксплуатации). Поэтому на такие дома можно навешивать фасады любой сложности и из самых затейливых материалов. А ведь невыразительные фасады — главное, на чем прогорели “первооткрыватели” быстровозводимой загородной элитки поселки “Княжье озеро” и “Новые Вешки”. Если эту ситуацию исправить, то, возможно, покупатели тоже станут лояльнее к таким домам. Как постепенно происходит с дорогими деревянными домами фабричного производства.

К слову, нынешний лидер дороговизны компания Pagano скоро может скатиться на второе место. Поговаривают, что в ближайшее время на подмосковный рынок может выйти еще более статусный представитель “быстровозводимых” и “деревянных”. Тоже из Италии. Но дело даже не в ценах. Дело в тренде — ведь появление на рынке новых иностранных компаний, работающих в традиционной для западного менталитета нише домостроения, как нельзя лучше отражает изменения, происходящие во вкусах российских покупателей, нацеленных на элитные приобретения. И пусть они меняются небыстро, но вектор этих изменений прослеживается все отчетливее.
Автор: Наталия Павлова-Каткова
Оригинал статьи опубликован в КоммерсантЪ-ДОМ: http://kommersant.ru/doc/1971698
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)